Исторические корни казаков

Слово «казак» произошло от тюркского «козак» (смелый и вольный человек). Первоначально казаками называли поселенцев в приграничной зоне Российской империи и Украины, которые были освобождены от крепостной зависимости. Жизнь этих людей была полна приключений и опасностей из-за постоянных войн и конфликтов.

Существует доказательства того, что казаки принимали немцев, татар, греков и турок в свои общины. Но важным условием вступления в общину была вера во Христа. Фамилии некоторых казаков «выдают» их родословную например: Греков, Поляков, Татаринов, Грузинов, Турчанинов и так далее. Все они были ассимилированы казаками и только фамилии дают ключ к пониманию того, откуда предки этих людей пришли на Дон и Днепр.

Исторические документы четко прослеживают роль казачества в истории России. В старейшем русском былинном цикле главный герой «казак Илья Муромец» защищал Русь от кочевников. Он лучший из лучших, он самый смелый и самый сильный и подчеркивается, что он казак.

Идеальный казак должен был служить своей родине и вере как воин. В некотором смысле они стали живым заслоном на границах России. Показательно, что большинство церквей в казачьих регионах были посвящены воинам-святым (Георгию Победоносцу и Александру Невскому).

Пушкин писал о казаках: «Всегда на коне, всегда готов к бою, всегда начеку». Казакам приходилось жить в постоянной тревоге и кинжалы были даже у женщин и детей, а мужчины носили огнестрельное оружие все время. В казачьей среде зародилась и передавалась из поколения в поколение уникальная система воинской подготовки, дошедшая до наших дней под названием Казачий Спас. Существует три ветви Казачьего Спаса:

  • Ликовальный или оздоровительный Спас,
  • Обережный или мироустроенческий Спас
  • Бойцовый Спас.

При этом все три направления тесно связаны и перетекают друг в друга.

За долгое время существования казачества появилось множество легенд и определений того, кто же такие казаки. Как и любая легенда, некоторые из этих определений являются ложными, некоторые из них частично верны.

Некоторые историки и антропологи считают, что казаки — это национальность, другие возражают, что это военные люди — что-то вроде касты воинов, некоторые историки уверены, что это просто группа россиян со своими специфическими обычаями и традициями. В самом деле, вы можете найти несоответствия во всех этих определениях, они, в лучшем случае, верны лишь отчасти.

Большинство казаков – славяне и исповедуют православное христианство. Однако были казачьи части, исповедующие буддизм (ламаизм тибетской традиции) и ислам.

В настоящее время существуют различные казачьи общественные организации, занимающиеся социальными, культурными и, иногда, политическими вопросами. В 75 субъектах Российской Федерации зарегистрировано свыше четырехсот общественных объединений казаков.

Все они создаются в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и ставят своей целью возрождение и развитие казачества.

Читайте также: